Планы развития ресурса http://vladimir-ern.narod.ru - Владимир Францевич Эрн (от 20031018):
 
     Сначала, конечно, надо разместить побольше работ самого Владимира Францевича - сделать корректуру, привести в вид, пригодный для размещения на сайте, и удобный для чтения. Идея в мае 2000 года состояла в том, чтобы дать трибуну самому Владимиру Францевичу, потому что поиск в инете на его имя тогда, в 2000 году, не дал НИ ОДНОЙ его статьи, только в статье Бердяева упоминалось имя Эрн. Да ещё некий политолог Янов с ненавистью поносил Эрна почём зря. (Кстати, может быть, потом выложить на сайт - сохранившиеся у меня в компьютере - страницы поиска на имя "Владимир Эрн" тогда, в 2000 - м году, и сейчас, в 2003 - м - интересное сравнение!). Я тогда, в 2000 - м, подумал - надо сайт делать, разместить статьи Эрна в сети, чтобы сам Владимир Францевич мог своими работами отвечать оппонентам. Да, за прошедшие 3 года многое изменилось в интернете: сейчас поисковики дают множество ссылок на имя Эрн. Значит, в этом интересе к Эрну и его современникам - важная примета России современной, 21 века.
 
     Главное - сегодня. Моя идея в том, чтобы поделиться книгами и статьями, которые помогли мне прийти к Православной Вере. Эрн - один из них, он очень помог мне, но он не единственный. Задача по Эрну, как я её понимаю (ох, и большая же это задача). Сделать привязку жизни Владимира Эрна (её хронологию), и хронологию его работ - с жизнью Православия в России. С самыми высшими проявлениями Духа.
     Владимир Эрн ведь жил не в пустоте. И кружок Московского Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева - ещё не вся Духовная Россия тех лет.
     В это же время в Москве был старец о. Алексей Мечёв, и его духовные чада. Между прочим, друг Владимира Эрна, Павел Флоренский, преклонялся перед о. Алексеем Мечёвым, известны воспоминания об одном из почитателей о. Павла Флоренского, которому о. Павел порекомендовал обратиться к о. Алексею Мечёву, сказав, что сам он, о. Павел, не берётся руководить им в духовной жизни, но что о. Алексею Мечёв разрешит все его вопросы! Не может быть, чтобы Владимир Эрн, ближайший друг Павла Флоренского, не знал о. Алексея. Хотя, может быть о. Павел узнал о. Алексея уже после кончины Эрна, после революции? Надо выяснить!
     В Петербурге в это же время живёт о. Иоанн Кронштадский, (это отдельная, огромная тема).
     Несколько раньше (кстати, для себя: полезно уяснить даты!!!!) - опубликованы 5 томов "Аскетические Опыты" и ещё "Отечник" святителя Игнатия (Брянчанинова). Ещё - книги святителя Феофана Затворника, и сделанные им переводы святоотеческой литературы, например, "Невидимая брань". Также - сделанные в Оптиной переводы св. отцов. Эти книги оказывали огромное влияние на возрождение духовной жизни в Росси тогда - для тех, кто сумел их понять. (И сейчас, книги святителя Игнатия хочется назвать просто необходимыми каждому "Правилами духовной безопасности" для современного человека, когда вокруг так много всяких сект, предлагающих "медитации", и прочие духовные соблазны.)
     В это же время, в 1900-1910-е годы, в Дивееве живёт блаженная Паша Саровская, и Царь Николай прославляет преподобного Серафима Саровского, в 1903 - м году. А для того, чтобы это прославление состоялось, будущий священномученик, святитель Серафим Чичагов, а пока что мирянин, пишет свою "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря", и находит способ преподнести её Царю Николаю, и Царь Николай вопреки всему Синоду, своим указом постановляет - прославлению Преподобного Серафима - Быть!
     В это же время Оптина пустынь в позднем расцвете старчества, там живут будущие Преподобные - Варсонофий, Нектарий, позже - Никон, (потом всех перечислить, уяснить для себя хронологию Оптиной). Корни Оптиной, её духовная связь с Афоном - преподобный Паисий Молдавский (Величковский), его ученики и ученики учеников, в том числе старец Лев Оптинский, первый из Оптинских великих старцев. В годы жизни Владимира Эрна, в Оптиной, под духовным руководством о. Варсонофия пишет свои удивительные книги Сергей Александрович Нилус.
     (Позже, когда в советские годы Оптину закрыла советская власть, Анна Ахматова пишет строчки "А в Оптиной мне больше не бывать...". Горе её можно понять только тому, кто сам побывал в Оптиной.)
     Всех подвижников, настоящих светильников Духа, подвизавшихся тогда в монастырях и в России, и на Афоне - не перечислить.
     (Опять вспоминаются строчки Ахматовой, уже после революции:
                  "Думали - нищие мы, нету у нас ничего
                   А как стали одно за другим терять,
                   Так начали плакать о потерянном богатстве
                   И Великой Божией Милости"

- цитировал по памяти, неточно, только бы смысл вспомнить.)
     В это же время Достоевский произносит свою речь о Пушкине.
     Короче, надо сделать похожее на то, что сделал В. И. Кейдан, но другие личности включить в картину эпохи, чтобы уяснить для себя весь исторический фон Православия тех лет, и связать жизнь Владимира Эрна с тайнами Православия.
     Мда. Задачку я себе поставил. Для этого надо быть профессионалом - историком, получить специальное образование, и иметь возможность много дней проводить в архивах и в интернет-поиске. Но! Хоть что-то я уже сейчас могу написать, чтобы сделать привязку. Слава Богу, есть книги под рукой. И в интернет за последние годы - многие стараются, многое разместили уже. Гипертекст, гиперссылки - это удобство, которое не даёт обычная книга. (Хотя, конечно, духовную литературу читать сидя за компьютером - трудновато, мягко говоря... Лучше уж - распечатать, и прочесть не "глядя на экран", а имея листы, книгу - в руках - подумать, почеркать карандашиком на полях, подчеркнуть самое понравившееся...)
 
     Что меня вдохновило на такие мысли и планы: На прошедшей неделе (поиск на имя Эрн в рунете) нашёл "Взыскующие града", публикация В. И. Кейдана. Эта публикация - огромное событие. К сожалению, поместить ссылку на сайт-источник не могу (хозяин того сайта - враг православия), да и в неприглядном, испорченном виде они на сайте, где я их нашёл. Не то случайно, не то намеренно - испорчен текст. Многие страницы - огромными буквами начиная с середины текста. Огромным шрифтом заголовка H1 - весь текст, с середины. Совершенно невозможно читать. Не пойму, намеренно, или "не заметили"??? Такое не заметить невозможно, текст совершенно не удобочитаем. Я скопировал, начал править дома, исправил безобразные большие буквы и прочие ошибки, хотя бы сам читать уже могу, но разместить на сайте "vladimir-ern.narod.ru" пока что не могу. Нужно связаться с В. И. Кейданом, спросить его разрешения, может быть, он разрешит разместить копию его публикации "Взыскующие Града" на сайте "vladimir-ern.narod.ru". Вот результаты поиска: (поместить сюда справку: )
     Ещё есть одно смущающее обстоятельство: Владимир Эрн из этого круга - самый "ясный", его дух ближе всего к чистоте Православия. Ещё - о. Сергий Булгаков, но я его гораздо меньше знаю. А вокруг - много путаницы: Бердяев (внутри кружка!). А вне московского кружка - ещё больше путаницы - Мережковские ("Ненавистники" - вспомнить рассказ о них, кто же это написал? - вылетело из памяти). Мне хотелось бы дать на сайте "vladimir-ern.narod.ru" более широкое представление о Духовной жизни в России тех лет, чтобы не создавалось впечатления, что вся "духовная" жизнь была в московских и петербургских "интеллигентских салонах", чтобы не было впечатления, что всё остальное, все священники, епископы и миряне, составляли "косную массу", которую эти "салоны" должны были революционно преобразовать. Ну да, у молодых Эрна и Свенцицкого было такое искушение, когда они создавали своё "Христианское Братство Борьбы". Но ведь они потом взрослели, и менялись, надо ведь брать их жизненный путь в совокупности! В публикации В. И. Кейдана это, кстати, хорошо прослежено, здорово. Но я бы хотел ещё другие, более глубокие и чистые духовные течения в Православии - соотнести с жизнью Владимира Эрна, хронологически.
     Ещё. Надо бы (ведь читал, ведь были публикации!) - проследить путь о. Валентина Свенцицкого, - читал его позднее письмо "Такая страшная вещь - совесть" - своим духовным чадам, ему было Божие откровение (когда он в ссылке был), что он был не прав, когда не поминал Митрополита Сергия, а вот цитата из примечаний к "Взыскующие Града": <Смертельно больной он посылает письмо митр. Сергию (Страгородскому) с покаянием и просьбой присоединить его к возглавляемой им Церкви (опубл.: Свентицкий В. П. Предсмертные письма / Публ. Р. Крепса // Минувшее: Исторический алманах. М., 1990. Вып.1. С. 294—298.). В 1931 г. о. Валентин Свенцицкий скончался.>
 
     Ещё поиски и находки: нашёл в "Новом Мире" - на сайте Русского Журнала - http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1993/10/publ.html - переписка Е. Н. Трубецкого и М. К. Морозовой. Надо будет потом разместить ссылку на сайте "vladimir-ern". К сожалению, в публикации на "magazines.russ.ru" не очень хорошо сделаны примечания, не сделано в виде ссылок на примечание и ссылок обратно в текст из примечания.
 


     
&          Суббота, 18 октября 2003г.
 


На главную страницу.



Hosted by uCoz