(20040302):
 
     Для письма <...> делал выписки их книжки. Сюда помещаю фрагмент письма:
     ...
     Ещё до того, как я прочитал в понедельник на работе Ваше ответное письмо, я вечером в воскресенье <...> вспомнил, что в книжке про отца Алексея Мечёва я читал про о.Павла Флоренского несколько кратких упоминаний. Стал искать, искал в середине книжки, оказалось - в самом конце, так что почти всю книжку просмотрел заново, просил о.Алексея помочь найти, если это действительно нужно.
     Конечно, я почти уверен, что у Вас эта книжка тоже есть, и эти цитаты Вы уже выписали, но на всякий случай высылаю Вам цитаты. Тем более, что отец Алексей Мечёв естественно, по Вашему имени - Ваш молитвенник.
     
     Книжка "Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечёва", издание третье, исправленное и дополненное, составила монахиня Иулиания. М., "Русскiй Хронографъ", 2002.
     Издание храма свт. Николая в Кленниках, Московский приходский сборник, выпуск 5.
     По благословению Патриарха Алексия.
     ISBN 5-85134-004-5
     Подписано в печать 24.12.01.
     
     Цитата, страница 201, относится к 1922-му году:
     >"Голод в Поволжье <...> декрет об изъятии церковных ценностей. Церковные круги были встревожены. Возникал вопрос - допустимо ли это с церковной точки зрения.
     >"В батюшкиной комнате происходило обсуждение этого вопроса в присутствии о.Павла Флоренского и одного из духовных детей Батюшки. Батюшка лежал в постели, как это было теперь большей частью. Пересмотрены были исторические факты аналогичные этому, примеры и слова свв. отцов Церкви, касавшиеся неприкосновенности церковного имущества, с одной стороны, и возможности пользоваться ими в благотворительных целях, с другой. Во время этого совещания о.Сергий [Мечёв, сын о. Алексия] несколько раз открывал дверь, пытаясь войти, но каждый раз слышал строгий голос Батюшки: "Серёжа, закрой дверь!..."
     >"Пришли к тому, что можно выдать всё, но надо постараться выкупить церковные сосуды как предметы, имеющие непосредственное отношение к совершению таинства Евхаристии <...>".
     --<--Конец цитаты.
     
     Ещё цитата страница 248, без указания года (ясно, что после революции), в разделе "случаи прозорливости", длинная:
     >"Некто Михаил Данилович, человек большого ума, в поисках духовного пути решился обратиться за разрешением внутренних вопросов к о.Павлу Флоренскому, который, как ему казалось, мог дать исчерпывающие ответы на все вопросы как обладающий исключительно сильным и широким умом. Но о.Павел отказался и совершенно просто указал ему на о.Алексея, заявив, что удовлетворить его может только о.Алексей Мечёв.
     >" В это время Москва переживала голод. М.Д. шёл к батюшке о.Алексею с чувством глубокого благоговейного удивления: "Каков же должен быть тот, на которого указывает даже о.П.Флоренский". Его провели в комнату Батюшки и попросили посидеть. Батюшка был чем-то занят. Оставшись наедине, М.Д. начал оглядывать комнату. На подоконнике ему попалась на глаза маленькая баночка с вареньем. На баночке приклеена надпись "Дорогому Батюшке". Пробежала мрачная мысль: "Однако... попик-то хорошо живёт, когда в голодное время варенье ест". И разом все его доверие к Батюшке пропало. "Такой же значит, как и все". В эту минуту стремительно вошёл Батюшка: "Так, значит, - сказал он с благостной улыбкой - этому старику не стоит доверять, потому что он варенье ест". "С этими словами как будто он взял и всё моё сомнение и недоверие выбросил в окно, так стало мне легко и хорошо". М.Д. сделался преданным духовным сыном батюшки о.Алексея.
     >"Незадолго до знакомства с Батюшкой у М.Д. умерла жена; как человек, живущий главным образом умом, он часто подвергался наплыву сомнений и колебаний. Однажды, это было в последний год жизни Батюшки, сидя у его постели, в которой Батюшка полулёжа принимал приходивших, М.Д. выразился так: "Да есть ли, вообще-то, жизнь загробная?" Ничего не доказывая, Батюшка заметил: "Подожди, вот я скоро умру... 40 дней мне, конечно, будет не до того... А потом я поговорю о тебе с твоей Марусей". От этих слов реальность загробной жизни в такой силе подошла к сомневающемуся, что у него по спине пошли мурашки."
     --<--Конец цитаты.
     
     Бросилась сейчас в глаза ещё цитата, страница 167, относится к 1920-му году жизни о. Алексия Мечёва (хотя имя о.Павла Флоренского здесь н не упоминается, но почему-то хочется эту цитату тоже напечатать):
     >"Батюшка [о.Алексий Мечёв] был великим перегрузчиком чужих скорбей на свой, в это время уже слабеющие плечи.
     >"Случалось, что молодые помощники батюшки, священники пустятся перед ним в богословские отвлечённости, заумствуются и обратятся к нему за разрешением какого-нибудь вопроса сложного догматического характера. Пока они толкуют он молчит, а на вопрос засмеется - "Я неграмотный... не понимаю..." От этого ответа все улыбнутся и тотчас же вернутся к чему-то реальному, насущному, теплому. Ум же батюшкин был глубокий, светлый, способный всё понять.
     >"Единственный человек в Москве, с которым можно было говорить обо всём, твердо зная, что он всё поймёт, был он. К нему шли советоваться, делиться с ним и плакать архиереи, священники, учёные, писатели, художники, врачи, коммунисты, не говоря уже о простом народе. И "неграмотный" всех понимал. Более того, ему была ведома жизнь России городской, сельской, крестьянской, рабочей, купеческой и аристократической. <...> "
     --<--Конец цитаты.
     
     Ну, и ещё цитата краткая о Бердяеве (всё же тот же кружок, Московское религиозно-философское общество!), на странице 142 (время, как ясно из контекста - после революции, св. Тихон - уже Патриарх):
     >"Молодой человек... <...> затеплилась надежда, что Батюшка ему поможет...
     >"На первую исповедь он пришёл в пятницу Страстной седмицы. Помолившись за богослужением, встал в конец очереди, которая оказалась очень большой. Долго исповедовал о.Алексей Н.А.Бердяева, уходил отдохнуть домой. Студент смог подойти к нему лишь в первом часу ночи. Великое облегчение получил он от этой исповеди, поверил в возможность обновления души."
     --<--Конец цитаты.
     
     Вообще, ещё раз перечитывая книжку, снова вспомнил, какого удивительного духа был о.Алексей Мечёв, (и я о.Алексею Мечёву и о.Сергию Мечёву тоже многим обязан в жизни, просил молитв о.Алексея в 1993году, когда он ещё не был прославлен, и позже достаточно часто обращался к нему за помощью). Книжку чада о.Алексея, архимандрита Бориса Холчева "Огласительные беседы с крещаемыми" давал некоторым моим друзьям... , покупал книжки в храме Николы в Кленниках...
     Подумал сейчас: может быть, именно потому, что о.Сергий Булгаков, Бердяев, Флоренский окормлялись у такого сильного молитвенника, они избежали большой опасности впасть безвозвратно в какую-нибудь ошибку, ересь, неправильный мистицизм - такая опасность есть у каждого, кто пишет на стыке религии и философии.
     А может быть, и Владимир Эрн знал о.Алексия, я не знаю - когда они узнали о.Алексея, до смерти Эрна в 1917 году, ли уже после? Эх, узнать бы это!


     
&          Вторник, 2 марта 2004г.
 


На главную страницу.



Hosted by uCoz