Вагнер Георгий Карлович
(1908-1995)
Доктор искусствоведения, один из самых проницательных и
глубоких исследователей культуры и искусства Древней Руси.
Г. К. Вагнер
родился 19 октября 1908 г. в г. Спасске Рязанской
губернии. Отец его служил инспектором по косвенным налогам, мать была
учительницей музыки. В 1926 г. окончил среднюю школу, а в 1930 г. -
художественно-педагогический техникум в Рязани. До 1932 г. работал
преподавателем ИЗО и истории искусства в том же техникуме, а с 1933 по
1937 г. - в Рязанском областном краеведческом музее.
В 1937 г. Г. К. Вагнер
был незаконно репрессирован и на пять
лет сослан в лагеря (г.Хатыннах Магаданской области). Работы на
открытых золотых приисках едва не оказались гибельными для Георгия
Карловича. От смерти его спас только талант художника: лагерное
начальство поручило ему оформление клуба. В 1947 г. он вернулся в
Рязань, но в 1949 г. был вновь арестован и на этот раз оказался в
административной ссылке в Красноярском крае, где работал в
геологических партиях техником-художником и чертежником. В 1955 г.
попал в Ангарскую археологическую экспедицию под руководством А. П.
Окладникова, где проявил большой интерес к изучению народного искусства
Восточной Сибири, крестьянской архитектуры Ангарского края.
По возвращении из ссылки в 1955 г. после полной реабилитации Г.
К. Вагнер поступил в ИИМК (ныне Институт археологии РАН). Ему уже было
47 лет. Казалось бы, лучшая часть жизни, когда ученый полон сил и
энергии, уже позади. Но и за отпущенное ему время он сумел создать
удивительно много, став классиком российской искусствоведческой науки.
Поступив в институт на должность старшего лаборанта, Г. К. Вагнер уже в
1968 г. представил к защите кандидатскую диссертацию, но по решению
Ученого совета Института археологии, ввиду особой значимости и ценности
работ, ему была присуждена степень доктора искусствоведения. Этими
работами явились новаторские исследования по владимиро-суздальской
фасадной скульптуре - три монографии: <Скульптура
Владимиро-Суздальской Руси. Юрьев-Польской> (М., 1964); <Мастера
древнерусской скульптуры> (М., 1966) и <Скульптура Древней Руси.
XII век. Владимир, Боголюбово> (М., 1969). В первых двух воссоздана
замечательная фасадная пластика Георгиевского собора в г.
Юрьеве-Польском (1230-1234) - сверхзадача для любого историка
архитектуры. Реконструкция основной части скульптуры храма позволила
дать конкретное истолкование ее содержания, а также осветить вопрос о
мастерах-резчиках. Прекрасное знание иконографии и символики
композиций, строгая логика, характерная для ученого дисциплина
системного ума привели к тому, что <ребусность> скульптуры собора
оказалась разгаданной. В третьем капитальном труде изучена скульптура
Владимира времени Андрея Боголюбского и Всеволода III (Успенский собор,
церковь Покрова на Нерли, Дмитровский собор), раскрыты ее
первоначальная система и идейная направленность, семантика и
философский смысл каждого сюжета и мотива белокаменной резьбы.
Завершает цикл книга <Белокаменная резьба древнего Суздаля> (М.,
1975), посвященная рельефам суздальского собора Рождества Богородицы
(1222-1225).
От всестороннего анализа
конкретных памятников Г. К. Вагнер
обращается к теоретическим проблемам истории древнерусского искусства.
В монографии <Проблема жанров в древнерусском искусстве> (М.,
1974) он освещает вопрос зарождении ранних форм жанров в русском
искусстве, показывает особенности их развития вплоть до XV в. В книге
<От символа к реальности> (М., 1980) ученый собирает воедино,
систематизирует и стилистически интерпретирует разрозненные памятники
русской пластики XIV - начала XVI в., в которых усматривает зарождение
идеи статуарности, без которой был бы невозможен переход к скульптуре
нового, трехмерного типа. Стиль <статического монументализма>
отражал рост интереса к человеку, его этической высоте.
Работы Г. К. Вагнера были удостоены золотой медали
Академии художеств СССР, а в 1983 г. ему присудили Государственную премию.
В следующей работе, <Канон и стиль в древнерусском
искусстве> (М., 1987), во многом оригинально рассмотрена сложная
проблема стилей в искусстве Руси в их развитии на протяжении XI-XVII
вв. В монографии <Искусство мыслить в камне> (М., 1990) развитие
архитектуры рассмотрено с точки зрения ее служебной функции, главное
внимание уделено вероисповедной стороне зодчества. В последних трудах,
<Тысячелетние корни> (М., 1991) и <В поисках Истины> (М.,
1993), отражены глубокие раздумья о духовности русской культуры, корни
которой уходят в глубь веков. Имя Г. К. Вагнера, автора свыше 200
печатных работ, широко известно как в России, так и за рубежом. Его
последняя книга <Великая Русь: История и художественная культура
X-XVIII вв.> издана в Милане в 1994 г. на основных европейских
языках (отдельные разделы этого капитального труда написаны Д. С.
Лихачевым, Г. И. Вздорновым, Р. Г. Скрынниковым).
Г. К. Вагнер трогательно любил свою <малую родину> -
Рязанский край. Впечатления от путешествий по Рязанщине воплотились в
книгах <Рязанские достопамятности> (М., 1974) и <По Оке от
Коломны до Мурома> (М., 1980), написанных совместно с архитектором
С. В. Чугуновым.
Участвуя в работе пяти ученых советов (Института археологии
РАН, Академии художеств, МГУ, Музеев Московского Кремля, Музея им.
Андрея Рублева), он вел огромную работу по рецензированию и
редактированию статей, сборников, монографий, кандидатских и докторских
диссертаций. Он дал <путевку в жизнь> многим ныне успешно
работающим ученым.
В своем бескорыстном служении науке Г. К. Вагнер был подлинным
тружеником, собранным и целеустремленным в работе, наблюдательным. В
повседневной жизни необычайно скромный, чуждый малейшего самолюбования,
этот человек в преодолении враждебных жизненных обстоятельств обладал
огромной нравственной силой, вместе с тем проявляя действенную доброту,
отзывчивость к людям. Его вклад в изучение глубинных основ
древнерусского искусства трудно переоценить.
Список печатных работ Г. К. Вагнера см.: РА. 1995. № 3.
В. П. Даркевич
Копия. Оригинал этой статьи взят со страницы
Иститута Археологии РАН -
http://archaeolog.ru/pers/5871/.
На главную страницу.
|